nadjavandelft: (Default)
[personal profile] nadjavandelft
 Пришла пора продолжить записи из польского дневника. В первом посте я уже обещала поподробнее рассказать о т.наз. Костеле Мира в Свиднице.


 Итак:
Храм Мира в Свиднице был построен во второй половине XVII века. После окончания Тридцатилетней войны и подписания Вестфальского мирного договора в 1648 году, под давлением протестантской Швеции император Фердинанд III вынужден был дать разрешение построить на своих территориях три протестантских храма - в Глогове, Яворе и Свиднице. Из них до наших дней сохранились только два: храм в Глогове сгорел во время пожара, причиной которого стал удар молнии.
При строительстве шведы должны были соблюсти ряд условий. Храм должен был находиться не ближе чем на расстоянии пушечного выстрела от центра города  Строения не могли иметь традиционную форму храма, строить можно было только из непрочных материалов: дерева, соломы, глины, песка, и все работы следовало завершить в течение года.   .Таким образом, при их сооружении не использовались даже гвозди, отсюда второе название костела - "храм без гвоздя" .
 В основе костела лежит каркасная конструкция - на земле собирали каркас из балок, промежутки заполняли глиной, перемешанной с соломой. Когда глина засыхала, всю стену целиком поднимали и закрепляли в вертикальном положении. (Немецкий фахверк). 




Внешний вид костела -  непривычен  и причудлив.




А уж внутри... Вот чего никак не ожидала - так это пышнейшего барочного интерьера - множество архитектурных вычурностей и красивостей.


 позолота. большое количество фигур и изображений. 


деревянные потолки сплошь расписаны.




Роскошный орган украшен символическими движущимися фигурами.


Храм построен во имя Пресвятой Троицы. вот и символическое изображение ее, 


но кроме того полно символики и даже портретов - высоких покровителей и  благодетелей .







Здесь вот - символические изображения Веры, Любви и Надежды, - Надежду я,конечно, запечатлела!



Мое представление о протестантизме вообще и о польском в частности в общем-то вполне совпадало с обычной информацией такого рода:
"Эхо выступлений Лютера и религиозные «новшества» быстро достигли Польши благодаря немецкому населению городов и молодежи, обучавшейся в немецких университетах. Лютеранство получает распространение уже после 1520 г., а в 1522 г. издается королевский эдикт, направленный против реформирования костелов. После 1540 г. популярность завоевывает кальвинизм, в первую очередь в шляхетской среде. Наиболее широкое распространение кальвинизм получил в Литве, где он пользовался покровительством могущественного рода Радзивиллов. Переходя в протестантизм, шляхта переделывала католические церкви в протестантские, а местное население фактически не могло выбирать вероисповедание.

Подобно другим реформационным течениям кальвинизм отвергал ав­торитет папы и церковную иерархию, культ святых и икон, институт монашеских орденов и безбрачие духовных лиц, а из церковных обря­дов признавал только крещение и причастие. Суровая этика кальви­низма содействовала возникновению нового религиозного направле­ния — пуританского, следы которого и поныне сохранились в англосак­сонских странах."

В старинном готическом соборе Утрехта так и не восстановлены скульптуры, которые разбили реформаторы во время очередной религиозной войны

А тут - такое! Какое, к Аллаху, пуританство! И ведь это не переделано из католического храма - костел изначально протестантский!  Художественный стиль эпохи - и никуда не попрешь: Барокко во всей красе!




Я поняла, что надо срочно углубляться в подробную историю  архитектуры протестанских храмов, особенно в Польше, но пока  в этом не преуспела.
Основательно порылась в интернете - упоминаний о Костеле Мира много, но подробной информации - очень мало. Еще меньше - фотографий - поэтому я все-таки поставила здесь свои. 

(К сожалению , пришлось снимать в режиме ночной съемки и без штатива, а ручонки -то и так не слишком уверенные, а тут еще такая красота! - так что прошу прощения за размытые кадры.)

В общем все это странно, особенно если учесть, что храм занесен в лист мировых шедевров ЮНЕСКО и
ЮНЕСКО же в самом ближайшем будущем займется его реставрацией. Будет реставрирован не только Костел, но и старинное кладбище рядом да и все подворье нуждается в заботливых руках.



Вот сюда, пожалуй, имеет смысл заглянуть
http://pictures.polandforall.com/church-of-peace-jawor.html
 - здесь есть фотографии, ссылка на основной - маловразумительный - польский сайт, и кое-какие другие ссылки.

На русских страницах в Яндексе тоже есть кое-что, но о-о-чень мало.
Ищите - может что-нибудь и обрящете!


ЖДС

Date: 2008-05-19 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] sveta-goryun.livejournal.com
снаружи здание так похоже на немецкие дома, а внутри,- неожиданная роскошь!

Date: 2008-05-19 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
да. это немецкий стиль - фахверк(фахтверк) - сейчас им тоже пользуются - в современном варианте, конечно

Date: 2008-05-20 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] ikheid.livejournal.com
ужасно люблю этот фахверкский (нем. Fachwerk) стиль:))
Спасибо за фото и комментарии:)

Date: 2008-05-20 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
на здоровье! а как тебе - то,что внутри? может, ты в курсе - почему такая роскошь?
Фахт - встретила в русских сайтах, поэтому дала оба варианта.

Date: 2008-05-20 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] ikheid.livejournal.com
контраст конечно есть, но как снаружи прослеживается "немецкое влияние" так и внутреннее убранство только усиливает это ощущение - если бы я не знала, что это Польша, то глядя только на алтарь решила что это 100% какой-то немецкий собор! возможно именно этим объясняется роскошь - уже 17 век (если я правильно поняла) сочетание икон и статуй, внешней сдержанности и внутренней роскошью, короче все же общие славянские корни дают о себе знать:)) желание совместить не совместимое:))) христианство и язычество - аскетизм, сдержанность с роскошью и чревоугодием:)))

Date: 2008-05-20 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
хм, можно и так! меня только интересует, противоречило ли это лютеранским догмам, или реформаторы-иконоборцы просто шли своим, ужесточенным путем. опять-таки . как я уже сказала. разница - в столетие. и художественный стиль эпохи сменился а догм -то как таковых по этому поводу может и не было

Date: 2008-05-19 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] dackel.livejournal.com
Просто потрясающе! Удивительный контраст между тем, что снаружи и тем, что внутри :) Ну и пояснения насчёт того, что это протестантский храм - да просто поверить не возможно! Я была уверена, что протестанты камня на камне от скульптуры и росписей не оставили, и голландский опыт это подтверждает. Очень странное место!

Date: 2008-05-19 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
вот. нашла сейчас в Википедии, что конфессиональные лютеране не были иконоборцами и допускале даже православные иконы в алтаре.
В Голландии-то кальвинизм был силен. наверное. надо разбираться в рахзличных направлениях протестантизма.

Date: 2008-05-19 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
вот и я в полной растерянности. пыталась найти в гугле что-нибудь об особенностях польского протестантства - и не преуспела.
Может. надо по Швеции искать?
А с другой стороны, у нас-то все-таки представления о протестантстве, идущие из 16-что ли века. а тут - середина 17-ого. Может, что-нибудь изменилось? в общем - непонятно, но информации я пока не нашла. если ты что-нибудь откопаешь - поделишься?

Date: 2008-05-20 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] ikheid.livejournal.com
насколько я помню по ИР протестантская община была весьма сильной и влиятельной в Польше, а в гугле есть были тексты вспомнить бы как я их искала:)) а тут нет? halat.pl
sedmitza

Date: 2008-05-20 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
спасибо. вторую твою ссылку я уже сама находила, а в первой мне содержание не удалось открыть - только предисловие. но в общем сказано - что - да, барокко цвело пышным цветом.
с другой стороны - все время подчеркивается влияние кальвинизма. С двадцать третей стороны, я вот думаю, что если эта ветвь лютеран не была склонна к борьбе с изображениями, то вполне понятно желание максимально украсить Дом Бога своего, тем более, что постройка его была спряжена с такими ограничениями

Date: 2008-05-20 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] ikheid.livejournal.com
а можно пойти более простым путем, что если местное духовенство просто не было строго к подобным канонам?

Date: 2008-05-20 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
ты какое именно -местное духовенство - имеешь ввиду? - в пртестантской религии вообще, мне кажется, трудно говорить о таком собирательном понятии, как духовенство. а этот костел - видишь - вроде как шведы строили.

Date: 2008-05-20 09:54 am (UTC)
From: [identity profile] ikheid.livejournal.com
но шведам же его кто-то "заказывал" или они сами собой приехали и построили, что им хотелось никого не спросив?

Date: 2008-05-20 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
а не знаю. видишь, там написано. что "под давлением Швеции". ну вот не хочется в домыслах теряться, хорошо бы информацию надыбать, может по-польски что-то есть, только я не розумию.
(deleted comment)

Date: 2008-05-20 10:50 am (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
ну так я оттуда же и цитировала
вот я и говорю - может это шведские влияния?

Date: 2008-05-20 11:41 am (UTC)
From: [identity profile] ikheid.livejournal.com
точно не знаю, но внешне не похоже на шведские, а внутреннее убранство, как я уже писала, точно присуще далеко не только шведским... если учесть, что внутренняя отделка зданий производилась уже в XVIII веке, то это в принципе обычное убранство для европейского храма.

Date: 2008-05-20 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
знаешь, я наверное не видела ни одного протестантского храма с таким убранством, что, впрочем, ни о чем не говорит: те, что я видела - старше. И когда я смотрю на такое пышное барокко, ассоциации у меня возникают чисто католические - что опять-таки ни о чем не говорит - я не специалист по истории культовой архитектуры. Но согласись, когда знаешь, как реформаторы громили скульптуры в церквях в Голландии, такое цветение - просто поражает!

Date: 2008-05-20 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] ikheid.livejournal.com
да я тоже не специалист по истории культовой архитектуры, поэтому не спорю - говорю только свои наблюдения, так как родилась и больше время, своей не долгой жизни провела-провожу в Европе, в частности в Чехии-Польше тоже - вот и "говорю" о том, что видела:) и... я конечно дилетант, но мне кажется что голландский протестантизм и польский весьма различаются, голландцы 100% аскеты по сравнению с поляками:))

Date: 2008-05-20 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
очень интересно, что у тебя другой зрительный опыт, значит для тебя это не так поразительно!.
А предмета спора у нас и не было, мы скорее друг другу поддакивали. И я уже тоже где-то сказала, что, видно в Голландии и Польше протестантизм по разному развивался

Date: 2008-05-20 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
вот мы и опять упираемся в особенности польского протестантизма 17 века

вот еще что :

Date: 2008-05-20 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] ikheid.livejournal.com
Дело в том, что в XVII веке при строительстве протестантских храмов было разрешено использовать только недорогие материалы: дерево, глину, песок и солому, в то время как внутренняя отделка зданий производилась уже в XVIII веке, в эпоху позднего барокко.

Re: вот еще что :

Date: 2008-05-20 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
да, это я тоже знаю, что внутренняя отделка велась позже, значит эта пышность все-таки не противоречило протестантским канонам

Date: 2008-05-20 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] stabu.livejournal.com
теремок с сюрпризом.
я всегда думала, что слово "костел" применяется только к католическим церквям. так же, как к протестантским -- "кирха". ну, это топографически завязано, конечно.

Date: 2008-05-20 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
я тоже. видно это потому. что в России - уж если строили поляки церковь - то католическую а немцы - протестантскую. а на самом деле - просто название:"церковь"

Date: 2015-03-24 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] iraizkaira.livejournal.com
Внутри на католическую похоже.

Date: 2015-03-24 09:46 pm (UTC)
From: [identity profile] nadjavandelft.livejournal.com
абсолютно. а строилась лютеранами для лютеран.

Profile

nadjavandelft: (Default)
nadjavandelft

March 2026

S M T W T F S
1234567
8 9 1011 121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 31st, 2026 02:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios